Заключение на законопроект «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» (разработанный ФСБ России)

Заключение на законопроект «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» (разработанный ФСБ России)

31 Января 2017

1. Соответствие российским доктринальным документам и подходу к регулированию в области ИБ

Проект ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» содержит положения и подходы к обеспечению безопасности, в целом соответствующие положениям и задачам Доктрины информационной безопасности РФ от 06.12.2016[1], Основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры РФ от 2012 г.[2], Указа Президента РФ 31с от 15.01.2013 г. «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации»[3]. Актуальная версия законопроекта также учитывает и развивает положения Концепции государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 12.12.2014, № К 1274[4].

Законопроект обеспечивает преемственность и последовательность развития государственной политики в сфере регулирования и защиты АСУ ТП и КИИ. Законопроект также предлагает комплексную модель разграничения полномочий и ведомственных компетенций в области обеспечения безопасности КИИ между ФСБ РФ (в качестве ФОИВ, уполномоченного в области создания государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ и обеспечения ее функционирования) и ФСТЭК РФ (в качестве ФОИВ, уполномоченного в области обеспечения безопасности КИИ РФ). Такая модель позволяет минимизировать риск дублирования компетенций, конфликта интересов между теми или иными уполномоченными ФОИВ, а также появления функций и объектов КИИ, выпадающих из сферы компетенций и ответственности уполномоченных ФОИВ.

2. Систематизация методологии и таксономии в области КИИ

Законопроект вводит внутренне непротиворечивую систему понятий и определений, позволяя уточнить накопившиеся с середины 2000-х гг. терминологические противоречия (в том числе в отношении терминов КИИ, КВО, КСИИ), и таким образом способствует уточнению предмета деятельности и функций государственных ведомств в сфере защиты критической инфраструктуры. Кроме того, законопроект предлагает системный и унифицированный методологический аппарат для определения объектов, идентификации задач и определения приоритетов в области обеспечения безопасности КИИ, включая:

  •  Систему категорирования объектов КИИ по ряду критериев (значимость для национальной безопасности и обороноспособности, социальная, политическая, экономическая и экологическая значимость).

  •  Классификацию объектов КИИ по классам значимости/опасности (с вытекающим из него разведением функций ФСБ и ФСТЭК в зависимости от класса объекта КИИ).

  •  Систему функций государственных регуляторов, требований к защите объектов КИИ, прав и обязанностей субъектов КИИ, мер государственного контроля обеспечения безопасности значимых объектов КИИ и проч.

3. Кросс-отраслевое регулирование и учет специфики отдельных секторов

Законопроект не ограничивается каким-либо отдельным сектором или отраслью КИИ и обеспечивает организационно-нормативную основу государственной политики в области защиты информационной инфраструктуры по всем отраслям и секторам, включая отрасль связи. Подобный подход необходим для обеспечения внутренней непротиворечивости государственной политики и предотвращения риска развития разнонаправленных моделей регулирования на отраслевом уровне и нарушения межведомственного взаимодействия в данной сфере. Межотраслевой охват законопроекта принципиально важен, поскольку российская инфраструктура электросвязи обеспечивает функционирование КИИ в большинстве отраслей и секторов экономики и потому не может рассматриваться в качестве объекта регулирования по отдельности, вне связи с остальными секторами и отраслями.

Вместе с тем, законопроект учитывает особенности обеспечения безопасности КИИ применительно к сектору связи и, в частности, сетям связи общего пользования. Это позволяет снизить риск избыточных административных и финансово-материальных издержек операторов связи сетей общего пользования в связи с исполнением обязанностей и требований к субъектам КИИ, обеспечивающим взаимодействие объектов КИИ между собой. В этой связи важной задачей в рамках внесения изменений в НПА Президента РФ, Правительства РФ и ФОИВ в связи с проектом рассматриваемого ФЗ представляется доработка разработанного Минкомсвязи РФ проекта изменений в ФЗ «О связи»[5] с целью приведения его в соответствие с принципами и методологией регулирования, изложенных в рассматриваемом законопроекте, в том числе в части терминологии и критериев для системы категорирования объектов КИИ.

4. Соответствие международным рекомендациям и лучшим практикам

Законопроект также отвечает ряду принципов и практик, изложенных в рекомендациях международных организаций, в том числе Рекомендациях Совета ОЭСР по защите КИИ от 2008 г.[6] – в том числе, в части:

  •  выработки определения критических информационных инфраструктур;

  •  определения четких целей политики по обеспечению безопасности КИИ на высшем уровне, определения круга ответственных за ее реализацию регуляторов и иных структур;

  •  принятия мер по повышению уровня безопасности компонентов информационных систем и сетей, из которых состоят объекты КИИ.

Законопроект отвечает рекомендательным мерам доверия, сформулированным в пунктах 15-16 Решения № 1202 «Меры укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью сокращения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ» от 10 марта 2016 г.[7] Так, предлагаемые в рамках законопроекта нормы могут способствовать поощрению и облегчению регионального и субрегионального взаимодействия между законно уполномоченными органами власти, отвечающими за безопасность критически важной инфраструктуры, включая обмен информацией об угрозах, связанных с КИИ; разработку мер реагирования на вызовы, включая процедуры регулирования кризиса в случае широкомасштабного или транснационального сбоя в функционировании КИИ; повышение безопасности национальной и транснациональной КИИ, включая обеспечение ее целостности на региональном и субрегиональном уровнях; повышение осведомленности о важности защиты систем управления производственными процессами и о проблемах, касающихся их безопасности, связанной с ИКТ, а также о необходимости разработки процессов и механизмов реагирования на эти проблемы.

Отдельные положения законопроекта демонстрируют близость принципам и передовым практикам регулирования КИИ в ряде зарубежных государств – например, в части формулировки критерия социальной значимости объекта КИИ, включающей доступ к государственной услуге определенного количества ее получателей (интерпретация критической значимости через функцию оказания услуг гражданам). Приведенный в законопроекте перечень секторов экономики, управления и отраслей промышленности, в которых функционируют объекты КИИ, в целом соответствует международному опыту и передовым практикам развитых государств и интеграционных объединений.

Соответствие международным практикам и рекомендациям представляется существенным условием для обеспечения эффективности государственной политики в области обеспечения безопасности КИИ с учетом необходимости международного сотрудничества и иных трансграничных взаимодействий.

5. Потребность в терминологической и иной доработке

Отдельные положения законопроекта представляются требующими доработки с учетом экспертных отзывов, либо разъяснений со стороны инициаторов и разработчиков законопроекта. На этапе рассмотрения и обсуждения законопроекта в Госдуме РФ актуальна гармонизация ключевых понятий (в частности, КИИ РФ, АСУ ТП, ГосСОПКА) с нормативными и доктринальными документами, принятыми Советом Безопасности РФ, ФСТЭК РФ, президентом РФ и проч. в 2012-2016 гг., в том числе приравнивание понятия КИИ к понятию «ключевые системы информационной инфраструктуры (КСИИ) РФ» с целью обеспечения преемственности наработок ФСТЭК в области категорирования и ведения реестра объектов КИИ. Актуальна может быть доработка перечня секторов и отраслей, в которых функционируют КИИ РФ, в частности включение в них сектора водоснабжения и гидротехнической промышленности, а также пищевой промышленности.

Для того, чтобы избежать избыточной регуляторной нагрузки на организации финансово-кредитного сектора РФ по аналогии с имеющейся в проекте ФЗ нормой по особенностям его применения к сетям связи общего пользования возможно введение подобной нормы для финансово-кредитного сектора, который уже охвачен системой ФЗ и иных НПА, в том числе документами Центрального Банка РФ.

6. Гармонизация с иными отраслями законодательства в области безопасности 

Отдельные нормы законопроекта могут требовать соотнесения с антитеррористическим законодательством РФ (в части разведения понятий ««оценка состояния защищенности от компьютерных атак» и «оценка антитеррористической защищенности»), а также комплексной гармонизации с отраслевыми нормами федерального законодательства РФ в области безопасности, включая следующие отрасли:

  •  Промышленная безопасность, в том числе промышленная безопасность опасных производственных объектов

  •  Гидротехнические сооружения, а также промышленные объекты повышенной опасности.

  •  Транспортная безопасность, включая безопасность воздушного, водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

  •  Безопасность объектов ТЭК.

  •  Безопасность объектов атомной энергетики.

7. Прочие замечания и комментарии

Отдельные положения законопроекта также могут требовать уточнения в части требований к персоналу, допущенному к работе на значимых объектах КИИ, закрепления роли субъектов КИИ в определении угроз своим объектам и формировании частных моделей таких угроз, уточнения возможностей субъектов КИИ в части доступа к механизмам обмена информацией о компьютерных инцидентах за рамками НКЦКИ (в том числе неправительственным, частным и международным группам реагирования на компьютерные инциденты (CSIRT/CERT)). Также может быть востребован пересмотр норм, относящих к сведениям, составляющим государственную тайну, информацию о мерах, принимаемых для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ РФ средней и высокой категорий опасности и об оценке степени защищенности КИИ РФ.

Несмотря на это, принятие законопроекта представляется положительным и давно востребованным решением, отражающим потребности государства и общества в области обеспечения безопасности КИИ в ключевых секторах национальной экономики и государственной деятельности в условиях стабильного роста количества и масштаба компьютерных инцидентов, связанных с целенаправленными компьютерными атаками на объекты информационной инфраструктуры РФ, включая объекты КИИ.


[1] (ID 00/04-5890/08-13/20-13-4, адрес: http://regulation.gov.ru/projects#npa=5971), внесён в Государственную Думу ФС РФ, http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/EBE024490F4C5851432580810054D3AC/$File/47571-7_06122016_47571-7.PDF?OpenElement (последнее посещение 29.01.2017).

[2] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646, Российская газета, https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (последнее посещение 29.01.2017).

[3] Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации (Утверждены Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 3 февраля 2012 г., № 803), Совет Безопасности

Российской Федерации, http://www.scrf.gov.ru/documents/6/113.html (последнее посещение 29.01.2017).

[4] Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 31с г. Москва «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (Выписка), Российская Газета, 18 января 2013 г., https://rg.ru/2013/01/18/komp-ataki-site-dok.html (последнее посещение 29.01.2017).

[5] Выписка из Концепции государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (Концепция утверждена Президентом РФ 12.12.2014, № К 1274), ФСБ РФ, http://www.fsb.ru/files/PDF/Vipiska_iz_koncepcii.pdf (последнее посещение 29.01.2017).

[6]Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (Проект), 01/05/11-16/00058851, Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, http://regulation.gov.ru/projects#npa=58851 (последнее посещение 29.01.2017).

[7] OECD (2008), Recommendation of the Council on the Protection of Critical Information Infrastructures, https://www.oecd.org/sti/40825404.pdf (последнее посещение 29.01.2017).

[8] Решение № 1202 меры укрепления доверия в рамках обсе с целью сокращения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационных и коммуникационных технологий в решении № 1039 Постоянного совета (26 апреля 2012 года), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 10 March 2016, PC.DEC/1202, http://www.osce.org/ru/pc/228521?download=true (последнее посещение 29.01.2017).


   Заключение на законопроект «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Поделиться новостью: