Состоялось рабочее совещание на площадке Открытого Правительства по вопросу отмены / доработки “пакета Яровой”

Состоялось рабочее совещание на площадке Открытого Правительства по вопросу отмены / доработки “пакета Яровой”

19 Января 2017

19 января 2017 года на площадке Дома Правительства Российской Федерации состоялось Заседание Экспертной рабочей группы федерального уровня по вопросу рассмотрения общественной инициативы № 36Ф28432 “Отменить “закон Яровой”, набравшей на РОИ необходимое количество голосов”.

Напомним, что получивший в экспертных кругах и в СМИ имя “пакет Яровой” – по сути два законопроекта антитеррористической направленности.

“Пакет Яровой” был принят в июле 2016 года. Ранее РАЭК публиковала официальную позицию по законопроекту, при обсуждении поправок ко второму чтению: http://raec.ru/times/detail/5225/


Основной доклад в ходе заседания был представлен заместителем Министра связи и массовых коммуникаций А.К. Волиным, в котором он представил оценку норм данного закона и сделал предложения по принципиальной доработке подзаконных актов (двух постановления Правительства Российской Федерации, ранее размешенных размещены на Федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/ ит вызвавших критику отраслевых экспертов).

В числе таких предложений были названы:

  • Кратное сокращение объемов хранимой информации (ранее предполагались избыточные объемы хранения) – предлагается сократить до 80% информации, не представляющей интерес с точки зрения целей, декларируемых законом;
  • Плавная поэтапность углубления сроков хранимой информации (от 12 часов в настоящее время до максимум 6 месяцев в будущем);
  • Рекомендации Верховному Суду дать разъяснения о недопущении расширенных трактовок ряда норм закона;  
  • и т.д.

Особое внимание заместитель Министра обратил на возможный положительный результат работы закона, который в потенциале поможет развитию отечественных разработчиков ПО, производителей оборудования, телеком-провайдеров. А также отметил, что Правительство России готово вернуться к теме доработки текста и норм самого закона, а не только подзаконных актов, если по истечении определенного срока его правоприменения, будет принято решение о невозможности его реализации или о экономической / технологической нецелесообразности реализации тех или иных норм.

На основе доклада А.К. Волина было подготовлено и представлено к обсуждению участников заседания Экспертное заключение Экспертной рабочей группы федерального уровня по вопросу рассмотрения общественной инициативы № 36Ф28432 “Отменить “закон Яровой”. И дальнейшая дискуссия строилась вокруг выступления А.К. Волина и проекта Экспертного заключения.

В совещании приняли участие: члены Экспертного совета Открытого правительства, представители отрасли (интернет-компании и телеком-сегмент) и общественных организаций. Консолидированную позицию интернет-отрасли представила РАЭК.

В своем докладе в рамках совещания Директор РАЭК, Полпред Совета ИРИ Сергей Плуготаренко осветил главные акценты и оценки отрасли в отношении “пакета Яровой” и предложенных кардинальных изменений подзаконных актов, дал оценку возможных вариантов их изменений, представленных в главном докладе заседания и проекте Резолюции.

Позиция РАЭК в отношении “пакета Яровой”

Официальная позиция РАЭК относительно “пакета Яровой” была сформирована и опубликована на официальном сайте Ассоциации: http://raec.ru/times/detail/5225/.  

РАЭК вела активную работу по нивелированию возможных негативных для отрасли последствий принятия “пакета Яровой”. Однако, к нашему огромному сожалению, на этапе принятия данного законопроекта, мнение отрасли было полностью проигнорировано – об этом мы не раз упоминали на всевозможных площадках, отраслевых форумах и конференциях. Тем не менее, хочу подчернкуть, что в силу того, что “пакет Яровой” в небольшой части относится к отрасли, в связи с чем мы в любом случае не можем говорить о его полной отмене.

Директор РАЭК

Окно возможностей

По мнению экспертов РАЭК, больше всего критике подверглась часть законопроекта, касающаяся сроков хранения информации:

“Вступающая в силу с 01 июля 2018 г. вторая часть “пакета Яровой” - положения подпункта 2 пункта 1 статьи 64 Федерального закона «О связи» и подпункта 2 пункта 3 статьи 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции «пакета Яровой», предусматривают обязанность операторов связи и организаторов распространения информации хранить сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

Указанные положения закона содержат особенности, поскольку порядок, сроки и объемы хранения информации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, реальная работа норм закона зависит от подзаконных актов. Мы надеемся, что указанные подзаконные акты установят лишь минимальный перечень требований, необходимый для реализации закона, а также что заявленные в ходе заседания и его в итоговой резолюции изменения будут в итоге внесены в подзаконные акты, при условии дополнительных консультаций с отраслевыми экспертами, на площадке Правительства РФ, Минкомсвязи и т.д.”, - отметил Сергей Плуготаренко.

Роль Правительства

Директор РАЭК особенно отметил положительную роль Правительства и профильных комитетов Госдумы в вопросах минимизации негативных последствий для игроков ИТ-отрасли по итогам действия принятого законопроекта, отметил важность наметившегося 19 января 2017 года конструктивного взаимодействия отрасли и государства по данному вопросу:

“Сегодня мне хотелось бы поблагодарить от РАЭК и отрасли – как Правительство России, и лично Председателя Правительства, так и представителей Открытого правительсвта и Минкомсвязи конечно – за готовность услышать и принять обоснованные замечания и предложения при подготовке проектов подзаконных актов, а в дальнейшем - возможной корректировке самого “пакета Яровой”, - подчеркнул Сергей Плуготаренко.

Будущая реализация закона зависит от “подходов” Правительства к доработке подзаконных актов

Директор РАЭК отметил, что будущее развитие ситуации в основном многом зависит от подходов и воли Правительства – и выразил надежду на то,  что проекты подзаконных актов будут скорректированы до принятия, а указанные подзаконные акты (http://regulation.gov.ru/) будут устанавливать лишь минимальный перечень требований, необходимый для реализации положений закона, как и было представлено в ходе заседания.

Сергей Плуготаренко также перечислил поддерживаемые Ассоциацией предложения и кардинальные предложения по изменению подзаконных актов, предложенные в докладе А.К.Волина и в итоговой резолюции заседания.

“Наша Ассоциация надеется на диалог и подключение отрасли в дальнейшем при обсуждении подзаконных актов: как постановлений Правительства Российской Федерации, так и приказов соответствующих Министерств и ведомств.

Если часть норм не удастся отрегулировать на уровне НПА, то мы либо получим новую экспертизу от игроков рынка (как телеком-провайдеров, так и интернет-компаний и инфопосредников), указывающих на экономическую или технологическую невыполнимость закона с учетом обновленных НПА; либо  правоприменение укажет на необходимость доработки именно закона. Отмечу, что в дальнейшем мы будем настаивать на изменении самого закона, а не только подзаконных актов”, - резюмировал Сергей Плуготаренко.

Итоги совещания

Экспертная рабочая группа под руководством Абызова не поддержала петицию за отмену “закона Яровой”, но выработала ряд конструктивных предложений по изменению соответствующих подзаконных актов и предложила внести в них кардинальные уточнения. Подробные предложения будут изложены в Итоговой резолюции заседания и работы Экспертной рабочей группы.

Также дана рекомендация Госдуме рассмотреть вопрос об изменениях в действующие нормативно-правовые акты в части исключения возможности расширительного толкования понятий «миссионерская деятельность», «экстремизм», «оскорбления религиозных чувств верующих».

Правительству России рекомендовано провести дополнительную оценку технических, организационных и социальных аспектов применения норм, устанавливаемых законов – с активным привлечением представителей отрасли и экспертов.

Также рекомендовано предусмотреть кратное уменьшение избыточных объемов информации, подлежащей хранению, и рассмотреть возможность поэтапного введения сроков и объёмов данных операторами.

Подробная информация об итогах совещания изложена (материал газеты “Ведомости”): http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/01/19/673701-zakonu-yarovoi

Поделиться новостью: