14 Декабря 2016
14 декабря 2016 года в конференционном центре Digital October на Красном Октябре состоялась ежегодная декабрьская конференция РАЭК и отраслевых партнеров, посвященная подведению итогов уходящего года и прогнозированию развития Рунета в следующем году, которая в этом прошла под названием: «Рунет 2016: Итоги года. Курс — на цифровую экономику России».
Акцент и темы конференции были ориентированы на вопросы цифровизации экономики России. Участники обсудили следующие направления:
Рунет остается самым активным сегментом экономики страны, который все больше влияет на другие отрасли. Вклад экономики Рунета в ВВП страны в 2015 году составил 2,4%. На мобильный интернет приходится около 25–30% от общего объема рынка. Мобильность остается доминирующим трендом, который вместе с цифровыми сервисами все больше влияет на самые разные сферы деятельности. Ближайшее будущее — это повсеместное применение интернета и IT в парадигме интернета вещей. К 2020 году количество подключенных к Сети устройств превысит 50 млрд. Проекты с их использованием конвертируются в «умные» города, транспорт или здравоохранение, новое качество жизни, уровень безопасности и др. На наших глазах экономика Рунета трансформируется во всеобъемлющую цифровую экономику, строительством которой будет заниматься интеллектуальная нация. |
![]()
Директор РАЭК, Полпред Совета ИРИ
|
Цифровая экономика для нас — это та реальность, в которой мы живем. Нас окружает огромное количество веб-сервисов, основная задача которых состоит в повышении доступности различных услуг и упрощении процессов их получения. В послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин отвел ключевую роль цифровым технологиям в инновационном развитии государства и впервые сформулировал новый стратегический термин — «цифровая экономика». В сфере цифровых технологий все большее внимание уделяется вопросам импортозамещения. Как отметил Владимир Путин, в стране много сильных команд, способных предложить и реализовать новаторские идеи. По таким направлениям, как нейротехнологии, роботизация, хранение и распределение энергии. Наша общая задача на 2017 год — взаимодействуя, показать первые реальные результаты того, что курс на цифровую экономику взят и активно реализуется на уровне государства, бизнеса и пользователей. У России есть огромный потенциал развития в этом направлении, в том числе за счет роста проникновения мобильного и стационарного интернета, повышения доступности интернета в учебных заведениях по всей стране, включая самые труднодоступные регионы, внедрения дистанционного и факультативного обучения, развития телемедицины. В наших силах сделать все возможное для того, чтобы страна вышла в лидеры по ключевым показателям информационной революции. |
![]()
Глава Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи
|
В открывающей панели конференции, которая прошла в динамичном формате ток-шоу, с репликами и оценками также выступили: Леонид Левин (Государственная дума РФ), Сергей Гребенников (РОЦИТ), Руслан Шагалеев (Иннополис), Андрей Колосовский (Майкрософт), Кирилл Варламов (ФРИИ), Дмитрий Мариничев (интернет-омбудсмен), Андрей Воробьев (Координационный центр национальных доменов сети Интернет), Андрей Колесников (Ассоциация интернета вещей), Михаил Осин (Ozon.ru), Иван Кургузов (Кластер «РАЭК / Электронная коммерция», Oborot.ru), Фёдор Вирин (Data Insight), Артемий Инютин (Кластер «РАЭК / Стартапы и Инвестиции», TMT Investments), Андрей Терехов (Кластер «РАЭК / Digital», RUWARD), Андрей Ярных (Лаборатория Касперского) и другие.
Ключевой темой конференции «Рунет 2016: итоги года» стала экономика Рунета. Напомним, что в сентябре 2016 года РАЭК презентовала итоги исследования «Экономика Рунета 2015-2016» и продолжила плотную работу над данным аналитическим материалом. В фокусе аналитиков Ассоциации остались микро-темы, формирующие основные показатели исследования. В частности, в этом году впервые была подробно изучен сегмент мобильной составляющей экономики Рунета.
Особый акцент на «Итогах года» был сделан на «мобилизации» интернет-экономики. Мобильный интернет является одним из главных драйверов развития цифровой экономики — на сегодняшний день мобильный интернет составляет 25% экономики Рунета или 0,6% ВВП России, а 62 млн россиян являются пользователями мобильного интернета. Что касается аудитории мобильного интернета, то основными потребителями мобильного контента являются молодые люди в возрастном промежутке 12-24 года. Кроме того, Россия является пятым в мире рынком по числу скачиваний мобильных приложений.
Мобильный интернет используется повсеместно, и, вероятно, имеет огромный потенциал роста.
Мобильный интернет входит во все привычные сферы экономики, например, в область покупок и платежей. Так, например, 64% пользователей совершали платежи с мобильного устройства за последние 30 дней, 79% пользователей смартфонов использовали подобные приложения за последнюю неделю, а 66% пользователей установили хотя бы одно приложение для платежей и покупок.
Последние два года аудитория Рунета растет исключительно за счет мобильной составляющей. Пройдет еще немного времени, и мобильные устройства станут основными устройствами потребления контента: пользователи будут проводить за ними гораздо больше времени, чем теперь, несмотря на то, что даже сейчас средний пользователь не расстается с гаджетами несколько часов в день. Мобильная „экономика“ не совсем закрепилась. Пользователи лишь изучают товары на мобильных устройствах, но значительно реже покупают их таким путем. Форматы мобильной рекламы в мобильных версиях сайтов и приложений не устоялась, а стоимость клика или показа там еще очень низкая. Большую часть доходов получают единицы компаний-разработчиков. Предстоит многое сделать, чтобы мобильные платформы стали приносить такие же деньги, как десктоп. |
![]()
Главный аналитик РАЭК
|
Электронная торговля — это еще одна важная и развивающаяся составляющая экономики Рунета. Признанные эксперты e-commerce — Федор Вирин (Data Insight) и Иван Кургузов (РАЭК, Oborot.ru) дали свои комментарии и прогнозы относительно этого сегмента цифровой экономики.
Самый главный тренд для интернет-торговли в 2016 году в том, что люди перестали жить в ожидании доллара по 30 рублей. И поведение потребителей сразу вернулось к привычному: да, конечно, покупатели стали приобретать более дешевые товары, однако, они перестали придерживать деньги „на потом“. Это немедленно отразилось на интернет-торговле, рост которой по нашим прогнозам за год составит не менее 25%. |
![]()
Партнер Data Insight
|
Что касается прогнозов на будущий год, то Федор надеется только на рост сегмента:
Мы очень ждем в 2017 году масштабного роста розничного онлайн-экспорта. Мы провели вместе с PayPal исследование на эту тему, и ключевой результат — это большой рынок, который очень быстро растет. Предприниматели увидели открытую рыночную нишу в продаже товаров и услуг за рубеж через интернет и активно ее осваивают. Им не хватает опыта, знаний, помощи и партнеров, однако, это уже десятки тысяч компаний и сотни тысяч занятых, на руку которых играет и низкий курс национальной валюты, и, что еще важнее, уникальные продукты (и услуги), производящиеся на территории России. |
Второй важный тренд — это, конечно, мобильная коммерция. По итогам 2016 года каждые 2 из 5 покупок будут совершены через мобильные устройства (включая билеты и еду), а по итогам 17 года таких покупок будет заметно больше половины. Интересно, что мобильных заказов много как раз в тех категориях, которые мы считаем «неайтишными»: DIY, одежда и др.
Третья очень важная вещь — это изменение структуры игроков на рынке. Чистые онлнай-игроки уступили место оффлайновым сетям — именно они сегодня делают наиболее интересные вещи, именно они являются основными инвесторами на рынке, именно они скупают на рынке всех талантливых специалистов. Как пошутили на одном круглом столе недавно: «оказалось, что интернет-торговля — это торговля». Оффлайновые игроки приносят на рынок свои компетенции, меняя всю экосистему. И отсюда ключевая стратегия на рынке — omni.
Другой новый интересный игрок на рынке — это маркетплейсы. В эту сторону сейчас активно шагают все крупные онлайн-игроки. В мире, где основной актив — это огромная накопленная аудитория, в целом, все равно, что продавать, если это адекватно потребителям. Крупнейшие онлайн-магазины становятся либо магазинами в чистом виде, обрастая складами, логистикой, оффлайновыми точками, либо рекламной площадкой, обрастая каналами продвижения и CRM.
Мнения Экспертов: Рунет — это большая сплоченная инфраструктура, огромное число компаний и независимых экспертов. В связи с этим, РАЭК собрала мнения ключевых персон Рунета об итогах 2016 года: раздел «VIP-мнения».
В рамках ежегодной конференции “Рунет 2016: Итоги года. Курс – на цифровую экономику России” состоялась презентация главных результатов второй волны ежегодного всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ» (ИЦГ), инициированного РОЦИТ.
Цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.
Ключевые показатели, замеряемые во второй волне измерения цифровой грамотности в России, показали положительную динамику. Несмотря на существенный рост многих параметров, развитие цифровой грамотности в стране происходило неравномерно.
Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 6,3% и на данный момент составляет 5,42 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 3,47 до 6,78 пт. между федеральными округами. Данные 2016 года демонстрируют рост округов-лидеров и улучшение позиций аутсайдеров.
Зафиксирован рост значений всех субиндексов, входящих в состав интегрального Индекса. На первое место по усредненному значению вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 пт. (рост: +7,1%). Вторым по величине значения стал субиндекс потребления – 5,49 пт., рост которого составил 3,2% за год. По-прежнему наименьшим значением обладает субиндекс цифровых компетенций – 5,27 пт. (+7,9%). Заметная тенденция – это выравнивание значений субиндексов между собой, они находятся практически на одном уровне, разница – 3%, в прошлом году она достигала 7%. Это говорит о повышении общей цифровой культуры и доверия, что приводит к повсеместному использованию цифровых технологий.
В 2016 году РОЦИТ провел активную работу по повышению цифровой грамотности россиян: проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущена серия информационно-просветительских материалов, а также заключен ряд соглашений о взаимодействии с администрациями регионов (Республика Дагестан, Воронежская область, Приморский край). В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности через СМИ, высшие учебные заведения, школы и другие площадки и привлечь к ее решению бизнес и государство. Мы видим, как уже сейчас бизнес стал самостоятельно обучать своих пользователей правильному и безопасному использованию интернета. Мы гордимся, что это произошло благодаря введению нами понятия цифровой грамотности.
В 2017 году мы планируем продолжить работу по взаимодействию государства, бизнеса и пользователей для повышения уровня цифровой грамотности населения всей страны. В частности, большое внимание стоит уделить внедрению уроков по цифровой грамотности в школьную программу, сделать их регулярными. Сейчас проводимые нами уроки носят периодический и точечный характер, что, конечно, не позволяет говорить о повышении уровня цифровой грамотности всего населения России |
![]()
Директор РОЦИТ
|
Аналитический отдел РАЭК провел опрос гуру Рунета и определил список ключевых событий, произошедших в Рунете в 2016 году. Итак, по мнению экспертов, именно эти события нужно считать ключевыми:
2016 год был богат на законодательные инициативы в Рунете. Специалисты Института Исследования Интернета подготовили дайджест законодательных инициатив за этот год.
По результатам мониторинга законопроектной деятельности, касающейся регулирования интернет-индустрии за 2016 года можно сделать следующие выводы:
Участники «Итогов года» обсудили также множество других трендов, событий и прогнозов (направления: Бизнес, Технологии, Регулирование).
Конференция «Рунет 2016: Итоги года» закончила свою работу. Но эксперты РАЭК ее продолжают: все темы, обсужденные на конференции, будут обобщены и до конца 2016 года опубликованы в общем доступе.