Общественный деятель Сергей Плуготаренко — об отрасли экономики, растущей в период кризиса

Общественный деятель Сергей Плуготаренко — об отрасли экономики, растущей в период кризиса

4 Мая 2016

Совсем недавно в Подмосковье прошло главное ежегодное мероприятие отечественной интернет-отрасли — Российский интернет-форум (РИФ), на котором вот уже 20 лет подряд собираются рунетчики, чтобы сверить часы, рассказать друг другу о достижениях за прошедший год, обсудить планы и обменяться ощущениями, куда все движется и к чему надо стремиться.

Уже совсем скоро интернет станет почти такой же привычной вещью, как электричество, шариковая ручка или телевизор. Причем, как быстро будет расти его аудитория, будет зависеть уже от государства и его усилий по вовлечению малонаселенных пунктов (до них нужно «дотянуть» кабель) и «возрастных» категорий пользователей (благодаря программам по обучению и популяризации интернета и развитию в том числе госуслуг).

Когда-то на конференциях в начале 2000-х мы пророчествовали, что интернет скоро будет в «зоне карманной доступности». Выступающий традиционно при этих словах доставал из кармана мобильный телефон (тогда еще не смартфон, а трубку с кнопками), показывал его аудитории и говорил, что через 5–10 лет в этом устройстве будет всё: ваша работа, жизнь, общение и развлечения. Верилось с трудом: как можно запихнуть все то, что с трудом умещается на рабочем или домашнем компьютере с огромным экраном, клавиатурой и мышью, с быстрым проводным интернетом, в эту маленькую коробочку?!

Прошло менее 10 лет, и мы уже говорим о вездесущем мобильном интернете, и теперь уже никого не удивишь тем, что время, проводимое пользователями в декстопном и мобильном интернетах, становится приблизительно одинаковым, а по многим сервисам (общение, картография, социальные сети) мобильный интернет уже обгоняет декстопный.

Традиционные для пользователей занятия в Рунете (поиск, общение в соцсетях, чтение новостей, переписка) остаются по-прежнему на лидирующих позициях. Но при этом в последнее время эксперты отмечают изменение отношения к интернету в возрастных категориях от 18 до 24 лет и от 25 до 29 лет. У этих групп пользователей уже лидируют практики, связанные с потреблением контента и общением (просмотр и скачивание видео, просмотр фото, скачивание и стриминг музыки).

Вообще же некоторые цифры поражают сознание: российский пользователь проводит в интернете в среднем 148 минут в день, из них в мобильном — уже 110. В топ-10 сервисов и ресурсов попадают популярные нынче мессенджеры и другие сервисы, у которых и сайта как такового нет. Это уже совершенно новое явление, возникшее за последнее время в «карманном» интернете.

Поскольку РИФ был 20-м, юбилейным, мы все время строили ретроспективу и пытались вспомнить, а что было в Рунете 10, 15 и 20 лет назад. Иногда это очень удивляло участников и даже экспертов отрасли, привыкших к традиционно «крутым» показателям Рунета.

Так, в ноябре 1996 года российскую интернет-аудиторию оценивали в 400 тыс. человек (сегодня — 80 млн!). В конце 1990-х менее 1 млн граждан имели интернет-доступ дома или на работе, общая аудитория веб-ресурсов составляла чуть более 500 тыс. человек, а представить, что интернет будет мобильным и «карманным», в те годы не мог вообще никто, ну разве только фантасты, говорившие, что в будущем, лет эдак через 50–100, интернет будет пронизывать всё. Как показал РИФ-2016, будущее наступило намного раньше.

Кроме того, до 2012 года интернет практически не подвергался никакому внешнему регулированию, а начиная с 2012 года «включилась» эра так называемого спорадического регулирования практически всех направлений интернета: стали появляться законопроекты (многие из которых стали законами), которые сегодня определяют правовой ландшафт Рунета.

При этом в последнее время наблюдается выравнивание экспертных оценок воздействия новых и существующих законов на интернет: если 2–3 года назад большинство экспертов говорили о негативном влиянии и охранительно-запретительном характере законов, то начиная с этого года количество тех, кто считает регулирование положительным или нейтральным, сравнялось с количеством тех, кто считает его отрицательным или крайне негативным.

Также следует упомянуть о новом феномене «Интернет+», который врывается в нашу профессиональную жизнь.

«Интернет+» — это связанные с интернетом отрасли экономики и деятельности социума, такие как медицина, город, торговля и т.д., которые без интернета работать уже не могут. Более того, их дальнейшая интернетизация приведет к их новым качественным рывкам. И в этом плане, конечно, надо подумать, как сделать так, чтобы развитие Рунета стало новой «национальной идеей», какими были в свое время наука, космос, спорт.

Но каким же маленьким и беззащитным был Рунет 15–20 лет назад, когда он зарождался и развивался по большей части усилиями энтузиастов. И каким он стал сегодня: огромное количество людей, «создающих» Рунет и «вовлекающихся» в него, — важная и растущая в дни кризиса отрасль экономики, это мощные российские технологии и проекты, абсолютно конкурентные на международном уровне.

Автор — директор Российской ассоциации электронных коммуникаций

Поделиться новостью: