Официальная позиция Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” по вопросу регулирования работы торговых онлайн-агрегаторов

Официальная позиция Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” по вопросу регулирования работы торговых онлайн-агрегаторов

17 Февраля 2016

Роспотребнадзор активно работает над поправками в закон "О защите прав потребителей", которые должны урегулировать работу онлайн-агрегаторов. Недавно ведомство выложило в федеральную базу законопроектов обновленную версию поправок. Однако Минэкономики дало на нее отрицательный отзыв по ОРВ (оценке регулирующего воздействия). А значит, в таком виде, как сейчас, законопроект не будет вноситься в правительство.

Oborot.ru неоднократно писал о законопроекте по регулированию работы маркетплейсов. В общей сложности обсуждалось 5 версий таких поправок, из них одна уже потеряла свою актуальность - это та самая первая версия Роспотребнадзора, которую раскритиковали и интернет-магазины, и агрегаторы.

Мы подготовили карточки, которые помогут понять, какой путь прошел законопроект, и что происходит с ним сейчас.

1. В чем разница между версиями и почему это важно?

Ключевые различия связаны с 3 моментами:

  1. Само определение того, что такое "агрегатор", в каких случаях площадка считается агрегатором, а в каких - нет. Во всех версиях выделяются 3 главных признака. Агрегатором считается площадка, которая:

    • размещает информацию о товарах или услугах;
    • осуществляет коммуникацию (в разных версиях разную) между продавцом и потребителем (как вариант - позволяет заключить договор купли-продажи);
    • принимает оплату за товар или услугу.
  2. Требования к тому, какую именно информацию о товаре и продавце агрегатор должен предоставлять пользователю.

  3. Уровень ответственности агрегатора - в различных версиях разный.

От этих формулировок зависит, какие именно площадки попадут под действие закона, что от них будут требовать и как наказывать за невыполнение требований. А также то, как будет распределяться между агрегатором и интернет-магазином ответственность за недостоверную информацию о товаре и за неисполнение условий договора с клиентом.

2. Первая (уже неактуальная) версия законопроекта от Роспотребнадзора (июнь 2015 года)

Определение: агрегатор - организация или индивидуальный предприниматель, предоставляющий через свой сайт информацию о реализуемых товарах или услугах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и (или) обеспечивающий на сайте прием сообщений от потребителей о намерении заключить договор купли-продажи, и (или) принимающий оплату через сайт.

Информация: агрегатор обязан указывать на сайте свой адрес, режим работы и предоставлять потребителям всю полную информацию о товаре или услуге, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки.

Ответственность: наравне с продавцом, ответственность по Cтатье 12 ЗоЗПП за все убытки пользователей. В том числе - за неисполнение договора магазином перед пользователем. В том числе - судебная. В случае нарушений сайт может быть досудебно заблокирован Роспотребнадзором на уровне доменного имени.

Примечание: самая жесткая версия правок, которую бизнес встретил в штыки. Ведь достаточно было только одного из трех ключевых признаков: предоставление информации, прием сообщений от клиентов, желающих купить товар, либо прием оплаты, - как сайт уже попадал в разряд маркетплейсов. По этой версии законопроекта под определение агрегатора мог бы попасть даже сайт Oborot.ru, так как у него есть форум, на котором можно разместить ссылку на поставщика товаров или услуг.

3. Версия "Роспотребнадзор+РАЭК+Минкомсвязи+агрегаторы" (сентябрь 2015 года)

После критики законопроекта, появилась его вторая, доработанная версия. Мы назвали ее по организациям, участвовашим в обсуждении.

Определение: агрегатором предлагалось считать только тот сайт, который совмещает в себе все три ключевые функции: размещает информацию о товарах и услугах, и дает возможность принимать заказ от пользователя, желающего купить товар или услугу, и принимает оплату.

Информация: маркетплейс должен указывать: свой физический адрес, режим работы, полную информацию о товаре (услуге), включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки, а также информацию об изготовителе (продавце). Кроме того, обязанность размещать эту информацию сохраняется при осуществлении торговли вне онлайна.

Ответственность: агрегатор, разместивший недостоверную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), несет ответственность за убытки, возникшие у потребителя вследствие такой информации.

Примечания: определение агрегатора стало гораздо точнее, под него перестал попадать любой блог с обзором какого-либо товара. Исключалась возможность досудебной блокировки агрегаторов. Исчез пункт, согласно которому, агрегаторы должны были нести обязанности и ответственность продавца.

4. "Версия двух омбудсменов" (октябрь 2015)

В октябре 2015 года ее обсудили и согласовали с бизнесом, агрегаторами и Роспотребнадзором бизнес-омбудсмен Борис Титов и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Определение: агрегатором является сайт, который одновременно и размещает на своем сайте информацию о товарах и услугах и дает возможность сторонам заключить договор купли-продажи прямо в онлайне, и принимает оплату за товар (услугу) на свой банковский счет.

Информация: маркетплейс должен размещать справочную информацию о продавце — адрес, номера документов, ОГРН, ИНН, полное имя, если речь идет об индивидуальном предпринимателе. Вместо всей этой информации площадка вправе дать ссылку на сайт изготовителя (продавца, исполнителя).

Ответственность: агрегатор, разместивший заведомо недостоверную информацию о товаре или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем, несет финансовую отвественность за реальный ущерб в пределах суммы, принятой им на банковский счет. За неисполнение условий договора, заключенного на сайте агрегатора, ответственность несет продавец (исполнитель).

Примечание: здесь максимально сужается определение агрегатора: чтобы попадать под него, сайт должен одновременно и принимать оплату от клиентов на собственный банковский счет, и предлагать в онлайне заключение договора купли-продажи. Большинство торговых площадок, включая Wikimart и Товары.Mail.ru, под это определение не попадали.

Версия Мариничева - единственная, в которой предлагается сделать ответственность агрегатора только финасовой и только в пределах полученной суммы.

Участники встречи, на которой бизнес, маркетплейсы и Роспотребнадзор обсуждали новые правки, согласились с тем, что основой для дальнейшего законопроекта станет именно "Версия двух омбудсменов". И тем не менее, следующая итерация законопроекта ушла от этой версии достаточно далеко.

5. Вторая версия Роспотребнадзора (февраль 2016 года)

Получила отрицательную оценку ОРВ Минкомсвязи.

Определение: агрегатором является ресурс, который одновременно размещает на своем сайте информацию о товарах и услугах и осуществляет коммуникацию (любую) между продавцом и потребителем, и принимает оплату за товар или услугу (без уточнения, на свой банковский счет или нет).

Информация: агрегатор должен указывать свой адрес, режим работы, предоставлять полную информацию о товаре (место изготовления, срок годности и гарантийный срок, цена и условия покупки), а также предоставлять по требованию потребителя информацию об изготовителях (продавцах) в интересах которых агрегатор действует. Как и в предыдущей версии, вместо всех сведений о товаре, продавце и изготовителе можно просто дать ссылку на сайт продавца или производителя.

Ответственность: площадки несут ответственность только за размещение заведомо недостоверной информации. Ответственность за неисполнение условий договора, заключенного на сайте агрегатора, несет продавец.

Примечание: исчезло уточнение о том, что площадка несет только финансовую ответственность и только в пределах суммы, поступившей на ее счет. Также из определения агрегатора исчезло то, что он принимает оплату на свой банковский счет. Определение ответственности стало более размытым, что несет в себе определенные риски.

6. Поправки в законопроект РАЭК (Российской ассоциации электронных коммуникаций)

Ассоциация неоднократно участвовала в обсуждениях законопроекта и направляла в Роспотребнадзор свои пакеты поправок, стараясь смягчить законопроект для отрасли. Ниже - поправки РАЭК к последней версии закона.

Определение: РАЭК предлагает далее сузить понятие "агрегатор" и дает следующую формулировку. Это онлайн-ресурс, который выполняет следующие три действия: размещает информацию о товарах и услугах, осуществляет заключение договора купли-продажи и обеспечивает прием предоплаты за товар/услугу.

Ответственность: агрегатор, разместивший недостоверную информацию несет ответственность за фактически понесенные убытки, возникшие у потребителя вследствие такой информации, в рамках предоплаченной за товар или услугу суммы.

РАЭК планирует в ближайшее время направить пакет своих предложений в Роспотребнадзор. Ждем реакции ведомства и дальнейшего обсуждения законопроекта с бизнесом.

Источник: http://oborot.ru/article/901/24

Поделиться новостью: