Позиция РАЭК в отношении законопроекта №109392-6

Позиция РАЭК в отношении законопроекта №109392-6

25 Марта 2013

Комиссия по правовым вопросам и Комиссия по интернет-СМИ РАЭК рассмотрели законопроект №109392-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)».

До второго и третьего чтения, которые состоялись 22 марта 2013 года, законопроект назывался «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий)».

Считаем, что текст законопроекта содержит ряд серьёзных технико-юридических и концептуальных недоработок, среди которых следующие:

  • Заявленные в пояснительной записке цели и предлагаемые законопроектом средства реализации этих целей не соответствуют друг другу. Так, указанная в записке цель запрещения распространения информации об определенном виде противоправных действий (половой неприкосновенности) в законопроекте экстраполируется на все виды правонарушений (грабежи, избиения,похищения и т.п.). Появившиеся же поправки в №149-ФЗ и №436-ФЗ никак не обоснованы и пояснений не имеют.
  • Абзац 4 ст.41 Закона «О средствах массовой информации» в настоящее время уже содержит запрет на распространение в СМИ информации, прямо или косвенно указывающей на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без его согласия или согласия его законных представителей.
  • Предложенные поправки в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» считаем излишними, поскольку данный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей (неопределенного круга лиц) от опасной для их развития информации, а предложенные поправки направлены на защиту интересов определённых лиц (сохранение конфиденциальности), при этом признание информации причиняющей вред исключает возможность её распространения в соответствующих изданиях в случаях, когда имеется соответствующее согласие.
  • Также считаем необоснованно высокими предлагаемые в законопроекте размеры штрафов (до 1 млн. рублей): применение такой ответственности разорит многие региональные средства массовой информации.
  • Дополнением нового пункта «г» к статье 15.1 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предлагается внесение «информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;» в реестр запрещённой информации.

Принимая во внимание, что статья 15.1

  • вызывает существенное и обоснованное недовольство как интернет-индустрии (1% ВВП), так и интернет-пользователей (50% населения Российской Федерации),
  • причиняет ущерб глобальной связности сети «Интернет»,
  • противоречит Конституции Российской Федерации и статье 3 п.1 того же закона,
  • находится в стадии активного обсуждения, уточнения подзаконных актов и формирования правоприменения,
  • предложенная новая категория информации, подлежащая удалению, имеет существенное отличие от имеющихся в настоящее время в указанной статье видов запрещенной информации, поскольку непосредственно из содержания данной информации не следует ее незаконность, для признания ее таковой необходима проверка наличия или отсутствия соответствующего согласия или разрешения уполномоченного лица. Такой порядок не соответствует концепции ФЗ «Об информации…», указанным в ней срокам для принятия решения, и будет не реализуем в рамках принятым в настоящее время подзаконных актов, которые регулируют применение указанной ст. 15.1. ФЗ «Об информации…», что может повлечь за собой серьезные нарушения прав владельцев соответствующих интернет-ресурсов.

а также учитывая обозначенные выше недостатки законопроекта, считаем дополнение излишним и опасным для развития интернета в Российской Федерации.

Считаем недопустимой практику принятия законопроектов, аналогичную продемонстрированной Государственной Думой на данном примере: дополнение текста ко второму чтению двумя новыми статьями, вносящими поправки в два разных закона, публикация текста в день рассмотрения законопроекта и прохождение второго и третьего чтений за один день, без какого бы то ни было общественного обсуждения новых поправок.

Позиция РАЭК по законопроекту №109392-6 в новой редакции направлена официальным письмом в профильный комитет Государственной Думы РФ (по конституционному законодательству и государственному строительству) и Совет Федерации.

Поделиться новостью: