14 Февраля 2013
Комиссия по правовым вопросам и Комиссия по интернет-СМИ РАЭК выражают опасения в связи с планируемыми к принятию во втором чтении поправок к ст. 150-152 Гражданского кодекса РФ (Нематериальные блага, защита чести, достоинства и деловой репутации), включенных в законопроект № 47538-6/3, которые могут существенным образом изменить подход к распространению информации.
Указанными поправками предлагается ввести ответственность любого лица (не только средств массовой информации) за распространение любых сведений, несоответствующих действительности, независимо от наличия порочащего характера данных сведений; установить официальное признание таких сведений ложными (опровергнуть); вводятся возможность требовать удаления этих сведений под угрозой блокировки ресурса и бессрочный характер для использования данного права.
Поддерживая идею о необходимости урегулирования проблемы распространения недостоверных сведений, считаем, что в текущем варианте поправок предлагаемый способ ее решения может не достигнуть своей цели, и даже иметь прямо противоположный эффект из-за технических недоработок текста законопроекта.
По нашему мнению, поскольку на истцов не возлагается обязанность доказывать соответствие действительности оспариваемых фактов, а достаточно лишь заявления о ложности, у недобросовестных истцов появится возможность признавать ложью и требовать удаления важных и скрываемых ими сведений на том основании, что СМИ не смогло предоставить суду процессуальных доказательств по соответствующим фактам (документов, показаний свидетелей и т.д.), а также возможность требовать от СМИ раскрытия источников по любой публикации под угрозой удаления материалов.
Кроме того, в предложенном варианте поправок ответственность СМИ за любую неточность или техническую ошибку уравнивается с ответственностью за распространение не соответствующих действительности порочащих сведений, а предусмотренная поправками обязанность СМИ наряду с опровержением предоставить право на ответ приведет к возложению на средства массовой информации двойной меры ответственности за одно нарушение.
В результате принятия поправок в существующей редакции могут возникнуть и другие проблемы с распространением информации, например:
На наш взгляд, необходимо также уточнить и заменить некоторые используемые в поправках термины и формулировки в целях исключения их двойственного толкования, нарушения сложившейся судебной практики, а также исключения конфликта указанных норм с положениями законодательства о средствах массовой информации.
Выражаем серьезную озабоченность в отношении данных поправок и считаем важным провести их доработку до их вынесения на второе чтение.
Позиция РАЭК была озвучена 14 февраля 2013 года на заседании Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи и направлена официальным письмом председателю Комитета.