Позиция РАЭК в отношении инициативы Лиги безопасного интернета

Позиция РАЭК в отношении инициативы Лиги безопасного интернета

1 Февраля 2013

Комиссия РАЭК по правовым вопросам изучила доступную в сообщениях СМИ (см. напр. http://izvestia.ru/news/543946) информацию о совместной инициативе Лиги безопасного интернета, администраций некоторых российских регионов (в частности, Костромской области) и операторов связи в отношении ограничения доступа жителей этих регионов в Интернет по типу «белых списков». Договор, якобы подписанный представителями указанных организаций, предполагает ограничение доступа пользователей по умолчанию к большинству интернет-ресурсов, как российских, так и международных, на основе «белого» списка, включающего около 500 тысяч сайтов, что составляет 0,07% всех интернет-ресурсов (согласно данным Netcraft). Список предположительно будет формироваться «экспертами» Лиги безопасного интернета.

Данная инициатива явным образом нарушает ряд норм основополагающих нормативно-правовых актов законодательства Российской Федерации. Среди них:

  1. Статья 3, п.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (№149-ФЗ) («Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: 1) Свобода поиска, производства и распространения информации любым законным способом»); 
  2. Статьи 1 и 25 Закона «О СМИ» (№2124-I), где гарантируется свобода средств массовой информации, а также положение ст. 3 Закона «О СМИ» о недопустимость цензуры: в случае, если среди блокируемых ресурсов находятся средства массовой информации;
  3. Статья 29 п.4 Конституции Российской Федерации («Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»); 
  4. Статья 46 Федерального закона «О связи» (№8-ФЗ).

Кроме того, обязательство операторов связи расторгать договоры с пользователями в одностороннем порядке и принуждать их к перезаключению договоров на новых условиях противоречит принципам антимонопольного регулирования.

Российская Ассоциация электронных коммуникаций полагает недопустимым ограничение прав российских граждан на доступ к законной информации в сети Интернет по инициативе отдельно взятой некоммерческой организации.

В отношении борьбы с незаконной информацией в сети Интернет уже существует и действует с 1 ноября 2012 года процедура, регламентируемая Федеральным законом №139-ФЗ. Уполномоченным органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Предлагаемая инициатива противоречит и препятствует той работе, которая ведется Роскомнадзором.

Система «белых» списков предполагает премодерацию и фильтрацию согласно субъективным оценкам экспертов по непрозрачным и нелегитимным механизмам отбора «белых» сайтов, при том, что данные эксперты не уполномочены судом или законом для данного рода деятельности. Как правило, в рамках “белых” списков ограничивается доступ к социальным платформам и ресурсам, позволяющим размещать пользовательский контент. Это означает, что у жителей отдельных регионов России по умолчанию будет отключен доступ к крупнейшим российским и международным социальным сетям и видеохостингам, включая блоги Премьер-министра Д.А. Медведева в Twitter и ВКонтакте, каналы Президента В.В. Путина, Русской Православной Церкви или Министерства иностранных дел и сотни других официальных, образовательных и новостных каналов на YouTube (таких как Russia Today, РИА-Новости, Мосфильм, Ленфильм, Большой театр и т.д.). Кроме того, значительно затрудняется выход на интернет-рынок новых компаний, так как для того, чтобы начать ведение полноценной коммерческой деятельности на территории отдельных регионов, компании придется проходить процедуру «авторизации» в Лиге безопасного интернета, что автоматически исключает такую возможность для зарубежных компаний.

Полагаем, что выбор инструментов ограничения доступа несовершеннолетних пользователей к определенным ресурсам в Интернете должен осуществляться на добровольной основе родителями с использованием доступных для этого инструментов (например, через настройки браузера, «семейный фильтр» Яндекса, «безопасный поиск» Google, механизмы сообщения о нарушениях в социальных сетях и ряд других).

Таким образом, очевидно, что инициатива Лиги безопасного интернета направлена на разрушение единого информационного пространства России, на разобщение жителей различных регионов страны, на углубление имеющихся и создание новых «цифровых разрывов» на территории Российской Федерации и в международном контексте, и, следовательно, окажет крайне негативное воздействие на развитие Интернета как в регионах, так и в масштабах всей России.

Поделиться новостью: