Разработка Правил. Первые предложения

1. Введение

Интернет-магазины подпадают под действие разных объектов законодательства, как общих (для всех продавцов или для всего интернет-бизнеса), так и специальных (для тех интернет-магазинов, которые торгуют дистанционно).

Но нет ни одного ФЗ или постановления Правительства, которое бы было ориентировано непосредственно на розничную электронную торговлю, где содержались бы определения, были бы прописаны цепочки движения информации и/или товара, описаны взаимоотношения между разными типами участников отрасли, ответственность и реальный (а не придуманный) момент заключения сделки при торговле разными способами и так далее.

Существующих в ГОСТ "Торговля. Термины и определения" определений на данный момент уже недостаточно.

2. Основные части Правил

2.1. Новые, более подробные и более качественные определения объектов и явлений:

  • Продажа товара с использованием Интернет-технологий;
  • Интернет-магазин (речь пойдёт о вариантах);
  • Виды интернет-торговли (розничная, оптовая, аукционы, продажа физ.лица физ.лицу и т.п.);
  • Виды товаров ("материальные", скачиваемые, товары-услуги, лицензии) *
  • Информационные посредники;
  • Агенты при продаже;
  • Сервисные компании, т.е. службы доставки, приёма платежей, упаковки и т.п.;
  • Агрегаторы, в т.ч. товарные площадки, магазины-моллы, продажа одним интернет-магазином товаров другого и прочее;
  • и другие важные определения.

2.2. Прописанные элементы процесса продажи:

  • Последовательность движения информации;
  • Момент заключения сделки (в т.ч. ситуации, когда на интернет-магазин распространяются Правила продажи товаров дистанционным способом);
  • Элементы бизнес-процесса по осуществлению желания покупателя приобрести товар;
  • В т.ч. на какой стадии в случае какой формы договора кто несёт ответственность за заказ;
  • Вовлечённость третьих лиц в процедуру.

2.3. Чётко сформулированная ответственность продавца:

  • Какую информацию обязан сообщить продавец:
    • о себе, условиях работы и о товаре обязан сообщать продавец;
    • в т.ч., если это важно для данной товарной категории, информация о принципах взаимодействия с поставщиком;
    • в т.ч., различные варианты для разных статусов товара, особенно при изготовлении товара на заказ;
  • Запрет на преднамеренный обман о наличии конкретного товара;
  • Правила возврата, обмена, в т.ч. с товарами надлежащего качества, метод взаимодействия с потребителем;
  • Наличие у продавца места, куда может приехать что покупатель, что контролирующие органы.

2.4. Влияние других элементов законодательства на интернет-торговлю,например:

  • Лицензирование,
  • Ограничение продажи определённых видов товаров;
  • В каком случае интернет-магазин торгует дистанционным либо каким-либо ещё способом, уже описанным в законодательстве.

* Мы планируем в первую версию Правил включить регулирование продажи только 1-2 видов товаров, а уже потом расширять и развивать Правила, включая в них другие виды.

В процессе разработки мы готовы к сотрудничеству со всей отраслью, любыми её представителями.

Наша цель - выработать такие Правила, которые действительно станут форматом взаимодействия продавцов, покупателей и других участников рынка.

Ждём от вас пожеланий и критики в электронном виде, а в дальнейшем и на встречах.