Разработка Правил. Первые предложения
1. Введение
Интернет-магазины подпадают под действие разных объектов законодательства, как общих (для всех продавцов или для всего интернет-бизнеса), так и специальных (для тех интернет-магазинов, которые торгуют дистанционно).
Но нет ни одного ФЗ или постановления Правительства, которое бы было ориентировано непосредственно на розничную электронную торговлю, где содержались бы определения, были бы прописаны цепочки движения информации и/или товара, описаны взаимоотношения между разными типами участников отрасли, ответственность и реальный (а не придуманный) момент заключения сделки при торговле разными способами и так далее.
Существующих в ГОСТ "Торговля. Термины и определения" определений на данный момент уже недостаточно.
2. Основные части Правил
2.1. Новые, более подробные и более качественные определения объектов и явлений:
- Продажа товара с использованием Интернет-технологий;
- Интернет-магазин (речь пойдёт о вариантах);
- Виды интернет-торговли (розничная, оптовая, аукционы, продажа физ.лица физ.лицу и т.п.);
- Виды товаров ("материальные", скачиваемые, товары-услуги, лицензии) *
- Информационные посредники;
- Агенты при продаже;
- Сервисные компании, т.е. службы доставки, приёма платежей, упаковки и т.п.;
- Агрегаторы, в т.ч. товарные площадки, магазины-моллы, продажа одним интернет-магазином товаров другого и прочее;
- и другие важные определения.
2.2. Прописанные элементы процесса продажи:
- Последовательность движения информации;
- Момент заключения сделки (в т.ч. ситуации, когда на интернет-магазин распространяются Правила продажи товаров дистанционным способом);
- Элементы бизнес-процесса по осуществлению желания покупателя приобрести товар;
- В т.ч. на какой стадии в случае какой формы договора кто несёт ответственность за заказ;
- Вовлечённость третьих лиц в процедуру.
2.3. Чётко сформулированная ответственность продавца:
- Какую информацию обязан сообщить продавец:
- о себе, условиях работы и о товаре обязан сообщать продавец;
- в т.ч., если это важно для данной товарной категории, информация о принципах взаимодействия с поставщиком;
- в т.ч., различные варианты для разных статусов товара, особенно при изготовлении товара на заказ;
- Запрет на преднамеренный обман о наличии конкретного товара;
- Правила возврата, обмена, в т.ч. с товарами надлежащего качества, метод взаимодействия с потребителем;
- Наличие у продавца места, куда может приехать что покупатель, что контролирующие органы.
2.4. Влияние других элементов законодательства на интернет-торговлю,например:
- Лицензирование,
- Ограничение продажи определённых видов товаров;
- В каком случае интернет-магазин торгует дистанционным либо каким-либо ещё способом, уже описанным в законодательстве.
* Мы планируем в первую версию Правил включить регулирование продажи только 1-2 видов товаров, а уже потом расширять и развивать Правила, включая в них другие виды.
В процессе разработки мы готовы к сотрудничеству со всей отраслью, любыми её представителями.
Наша цель - выработать такие Правила, которые действительно станут форматом взаимодействия продавцов, покупателей и других участников рынка.
Ждём от вас пожеланий и критики в электронном виде, а в дальнейшем и на встречах.